воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Как побороть страх?


Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/


«Я боюсь…» – так заканчиваются многие начинания. Вы все слышали фразы: «я боюсь, что он меня не любит», «я боюсь, что бизнес не пойдёт», «я боюсь подойти и познакомиться», «у меня страх публичных выступлений». Подобным высказываниям нет числа. А сколько раз вы это говорили сами? Многие творческие люди умудряются бояться даже своего страха. У них страх перед страхом, поэтому они не могут с ним ничего поделать. Мой тезис прост – всё в наших руках! Наши страхи тоже, поэтому уже пора что-то менять. Начнём?


Преодолеть страх можно. Это смогли сделать много людей, можете и вы. Вспомните себя. В детстве боялись много чего, но вы переросли свой страх, он остался в прошлом. 

Как побороть страх? Один из вариантов - можно посмотреть в прошлое и посмеяться над своими страхами. Я иногда это делаю.


Помню свои музыкальные занятия в детском саду. Они у меня связаны с первым осознанным детским страхом. Зал для музыкальных занятий выглядел зловеще. Дело в том, что во всех детских садах СССР висели портреты Ленина. И задача воспитателей была следующая: важно, чтобы к определённому возрасту, дети умели узнавать «дедушку Ленина» и думать о нём только хорошее. Однако портреты Ильича были, наверное, написаны художником, которого, в своё время, в детстве очень сильно напугали изображением этого доброго дедушки, и поэтому он всю жизнь воспроизводил свой страх, изображая Ленина на картинах.

Ничего страшного, если бы эти портреты вешали в зале суда, чтобы пугать преступников, но их размещали в детских садах. Наш музыкальный руководитель, как мне тогда казалось, очень добрая и приятная тётенька, имела один большой недостаток - она патологически любила Ленина. Поэтому мы дружно разучивали песенку, слова которой, вместе со страхом, врезались в мою память на всю жизнь. Шедевр звучал так: «Мы в детский сад приходим весёлою гурьбой, нам Ленин улыбнётся с портрета, КАК ЖИВОЙ». Вот в этом и был весь ужас. Представьте, портрет лысого мужика, выполненный в серых, мрачных тонах, с торчащими усами. Я смотрел и думал – сейчас точно улыбнётся, как живой! Мне было страшно!


Страх усугублялся ещё тем, что воспитатели рассказывали о смерти этого дедушки, но считали его живее всех, живых. Я не знал, как к нему относиться. Одно воспитатели добились точно, я его узнавал! Везде. Но таких ужасных портретов Ленина, как в детском саду, я больше не встречал нигде.


Конечно, надо тогда было воспринимать всё с чувством юмора, но у меня его ещё не было. А посмеяться было над чем. Представьте, вваливается толпа детей в садик «весёлою гурьбой», а тут Ленин, давай улыбаться с портрета «как живой». Вот детям радость, не машинки, не кубики, не куклы, встречают в саду. А Ленин, как Кощей Бессмертный, вечно живой, улыбается с портрета, хорошо руки не протягивает.

Один из способов работы со страхами, сформировавшимися в детстве - это вывод их на осознанный уровень. Появляется возможность подумать, пережить и посмеяться над тем, что раньше казалось серьёзным и страшным. Психотерапия страха для себя очень проста. Как говорил Козьма Прутков:

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь". Когда мы можем над страхом посмеяться – он уходит.


А как ещё можно работать со своим страхом?


Для начала выберете свой страх, назовите его. Вот примерный список распространенных страхов.


1. Страх наказания
2. Страх решения проблем
3. Страх контактов с людьми, страх перед людьми
4. Страх потери имущества
5. Страх болезней
6. Страх одиночества
7. Страх перемен
8. Страх будущего
9. Страх неизвестности
10. Страх успеха
11. Страх поражения
12. Страх не оправдать чужие ожидания
13. Страх быть непризнанным
14. Страх опасности
15. Страх смерти



Это не исчерпывающий список, виды страхов разнообразны, но все основные перечислены. Итак, способы работы с ними.


Для людей любящих логику и размышление подойдёт такой метод. Психологическое разъяснение и логическая проработка. Задайте себе вопросы.


1. Чего я конкретно боюсь?
2. Почему я боюсь? Каковы причины?
3. Стоит ли этого бояться? Зачем я боюсь?
4. Есть ли у этого страха рациональная основа? Что это может быть?
5. Чего я боюсь больше: выполнить это действие или то, что я не достигну своей цели?
6. Что плохого произойдет, если… случится самое страшное?
7. Какие возможны последствия?
8. Как эффективно реагировать на возможные последствия? Последовательность действий.



Такие размышления могут помочь осознать свой страх, во многих случаях справиться с ним. Но такой метод подходит не всем. Вот другой.


Переключение внимания, отвлечение от страха.


Поясню с помощью притчи.
«Послушай, горец, почему ты так легко ходишь по стволу дерева над пропастью, тогда как я, двигаясь по этому дереву, буквально трясусь от страха?
- Когда я иду по этому дереву на ту сторону, я иду за водой, без воды моя семья и я погибнем от жажды, а когда я возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу.
- Так что мне делать со своим страхом? Как ходить над пропастью и не бояться?
- Займись делом, бояться будет некогда.

Занятие любимым, захватывающим делом помогает отвлечься от переживания страха.


Выплеск и переключение страха.

1. Назовите свой страх.
2. Теперь громко прокричите свой страх на выдохе! Собираем весь охвативший страх и шумно с усилием выдыхаем его до полной пустоты в груди. На выдохе освобождаемся от трусости, а вдыхаем смелость.
Вдыхаем спокойно, чувствуя, как энергия, проникающая внутрь, наполняет нас решимостью. Подкрепите выдох визуальными образами (темные пятна, клубы дыма, тёмное облако и пр.), а вдох - светлыми образами себя - успешного, сильного. Выдыхаем слабость, вдыхаем силу.
Выдыхаем страх, вдыхаем решимость. Сменив дыхание, характерное для страха, на любое другое, вы можете почувствовать себя спокойнее и трезво оценивать ситуацию, ранее казавшуюся страшной.



Преодоление страха (стать сильнее страха)


В этом случае работает воля. Сила воли – внутренний источник энергии, позволяющий человеку достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий. Кстати, сила воли хорошо тренируется в преодолении страха, сначала небольшого, «лёгкого», потом любого. Скажите себе: я решил это сделать, я смогу! Вперёд!


Принятие страха, в виде проявления интереса к нему.


Страх появился – здравствуй! Интересно, откуда, что он у меня делает? Ну, раз пришёл, пусть посидит в сторонке, я пока делом займусь, а потом, если надо будет – побоюсь.


Снятие страха – диссоциация.


Отделение страха от себя, представление его в виде картинки вдалеке, в «безопасных» цветах.
Также отделение чувства страха. Перенос его в разные части тела.



Сделать страх обязательным. «Страх по расписанию».


Пять минут в день надо бояться, вызывать это чувство, но только регулярно и произвольно. В результате, эмоция страха превращается в объект для экспериментов, она перестает быть захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной. Обязательность снижает привлекательность страха.


Проживание страха до конца.


Представьте максимум возможных картинок, что будет, если ваши опасения оправдаются. Полезно использовать конкретизирующие вопросы: «Я опасаюсь ошибки». Что будет, если ты ошибешься?; «Будет неприятно». Что именно неприятно?; «Что если не дадут денег, не будут уважать, план сорвется, в глаза кому-то смотреть не смогу и т. п.». А действительно, что будет? Подобными вопросами прокрутите цепочку до самого конца и до самого плохого. Главное - чувствовать (проживать) состояния.


Есть ещё, как минимум, 20 способов работы со своим страхом. В короткой статье описать их невозможно. А где можно узнать?


Один из самых эффективных способов работы со своим страхом – прохождение тренинга «Убираем страх за раз».


На тренинге можно узнать и отработать все способы работы со страхом. Главное, что это будет интересная и полезная работа. Вы узнаете как:


Научиться оперативно снимать страх самостоятельно.
Уверенно держаться в общении с незнакомыми людьми.
Контролировать своё состояние, не позволять волнению мешать вам.
Сохранять спокойствие в сложных ситуациях.
Научиться помогать своим близким в работе с их страхами.



Техники работы со страхом просты и не требуют большой предварительной подготовки, исполняются быстро и дают мгновенные результаты. Достаточно освоить их один раз, и вы сможете в дальнейшем самостоятельно их применять, не обращаясь за помощью к посторонним людям. Тренинг на 80% состоит из практических заданий и упражнений, что позволит вам научиться пользоваться техниками работы со страхом за один день. 

Хороший инструмент прослужит вам всю жизнь.


Тренинг может быть полезен молодым людям, желающим умело знакомиться с девушками; тем, кто устраивается на работу, проходит собеседование;
людям, которые ведут переговоры; студентам, сдающим экзамены;
тем, кто решил что-то поменять в своей жизни, но боится сделать первый шаг.



Цели тренинга


Работа и избавление от собственных страхов, состояния волнения, не нужных переживаний.
Освоение техник быстрого избавления от страха, волнения.



Успехов вам!


"Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить". Ван Дайк


При копировании ссылка на сайт http://nlplife.ru/ обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий