воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Как формируются детские страхи?


Автор: Виталий Пичугин Источник: http://www.nlplife.ru/

Детские страхи – это эмоциональные реакции детей на различные ситуации, которые воспринимаются, как угроза. Тут не важно, является ли угроза реальной или вымышленной. Главное, что у ребёнка появляется желание убежать, спрятаться, появляется нервное возбуждение, затормаживание, плачь, крик, истерика. Проявления страха могут быть очень разные.


Дети могут бояться много чего, например: темноты, одиночества, тараканов, волка, злого дядю, список можете продолжить сами. Откуда появляется такое разнообразие?

Если чувство страха базовая эмоция, то понятно, что способность бояться появляется вместе с человеком, а дальше? Кто устанавливает список предметов, ситуаций, объектов, которые должны быть обязательно страшными? Могу предположить, что способность бояться – врождённая, а конкретный список страхов – нет. Наверное, процентов 90 – 95 всего страшного, это продукт социального научения. У каждого социума, культуры, народа, дети имеют свой список чего надо бояться.


Путешествовал по Африке. Думаете, там дети пугаются, акул, носорогов, крокодилов, тигров и прочих страшных героев сказок российских детей? Нет, там эти звери просто привычное окружение, конечно за усы, хвост, лапы, таких животных дёргать не надо, лучше держаться от них подальше, но страха нет. Как наши дети не бояться самосвала, он большой, может быть опасный, но не страшный. Африканские дети боятся духов, у которых в каждом племени своё название. Российские дети, или Американские, вообще не в курсе, что такие чудовища существуют. Можно утверждать, что социальные страхи естественным путём внушаются детям ближайшим окружением, папами, мамами, родственниками, и т.п. Поэтому список конкретных страхов разный, в зависимости от того, чего принято считать страшным в определённом социуме.


Как происходит внушение?


Легко. Словами, поведением в определённой ситуации, естественной и привычной реакцией родителей, мимикой, жестами, интонацией.

Например, если ребёнок упал, это страшно? Сам малыш этого пока ещё не знает. Кто ему расскажет? Только родители своей реакцией, поведают на языке эмоций, мимикой, словами, это страшно или это не страшно, или вообще никак, даже не стоит обращать внимания. Упал – вставай. Дети быстро улавливают такие сообщения.
«…шестимесячного ребенка кормят искусственным питанием, и он смотрит в лицо своей матери, которая думает: «Ну и дрянь же это питание…» Ребенок читает это на лице матери и выплевывает его…» М. Эриксон. «Мой голос останется с вами…»

Когда ребёнок уже понимает смысл слов, страхи внушаются ещё проще.


Видел такую картину.


Маленький мальчик наступил в лужу, промочил ноги. У мамы истерика, громко на всю улицу она кричала: «ты меня в гроб вгонишь, смерти моей хочешь, недавно болел, опять захотел! Придёт тётя будет тебе уколы делать, я тебе горчичники поставлю, будешь знать!» Свою истерику мама подкрепила увесистой затрещиной и зверским выражением лица. От чего ребёнок закатился в громком плаче и сел в лужу.

Не уверен, что слова мамы ребёнком были полностью и правильно поняты, но в сочетании с громкостью голоса, мимикой, подзатыльником, они произвели ошеломляющее впечатление, даже на меня.
Какой страх может возникнуть у ребёнка?

Может быть, лужи, или маминого громкого голоса, или наказания. Но вряд ли мальчик станет после такого воспитательного воздействия послушным и любящим сыном. Когда мама внушает страх, пусть даже с хорошими намерениями, например, защитить от возможной простуды, то она в ответ получит, скорее всего, протест, непослушание, месть.


Видел и другую картину.


Ноябрь, лужи затянулись хрупким льдом, который хочется расколоть, посмотреть, как выступит в образовавшейся трещине вода. Это обычная детская забава, интересно же! Мальчик, лет пяти, пока мама разговаривала с подругой, такую лужу нашёл. Она его манила возможностью исследования, что там подо льдом, насколько он прочный, выдержит, если наступить?

Мама оторвалась от разговора, когда увидела, что ребёнок приступил к самообразованию. Он осторожно ногой наступал на лёд и слушал слабый хруст под ботинком. Исследование прочности осеннего льда прервалось воплем рассерженной мамы: «Отойди сейчас же!» Но она далеко, а лужа рядом.

Ребёнок мысленно прикинул, что пока мама добежит, он успеет закончить своё исследование. Тем более, что мама не торопилась бежать, она была большая и уставшая, поэтому просто кричала. Но это никак не мешало мальчику продолжить наступать на лёд.

Внезапно из-за угла дома «нарисовался» папа. Он радостно предложил малышу: - ---

- Хочешь на середину?
- Да, ответил сын, видя добродушное состояние отца.

Папа поднял ребёнка и поставил на хрупкий лёд посреди замёрзшей лужи. Мальчик расплылся в широкой улыбке. Получил, чего хотел. Но вот лёд под ногами затрещал, и малыш прочно встал двумя ногами на дно лужи. Она была неглубокой, но холодная вода всё-таки затекла в ботинки.

Мальчик не знал, как себя правильно чувствовать в этой ситуации. С одной стороны, он хотел в лужу, с другой – вода то холодная! В этой ситуации выход один – посмотреть, как реагирует взрослый, получить у него подсказку.

Папа с улыбкой смотрел на малыша. И спросил: - нравится?

Ребёнок понял, что всё нормально, в этой ситуации надо улыбаться и с натяжной улыбкой ответил: - нравится….
После чего отец вытащил ребёнка из лужи и спокойно понёс домой, менять ботинки.
Папа внушил – лужа не страшна, всё нормально, а то, что мокро и холодно – мальчик понял сам. Он это уже никогда не забудет. И в следующий раз, когда подойдёт папа, малыш будет осторожней в своих желаниях, ведь они могут тут же сбыться. Это очень стимулирует мышление.
Да, когда папа проносил ребёнка мимо мамы, то она попробовала изобразить беспокойство: - что, замёр, простудишься!
На что папа ответил. – Сейчас под горячей водой погреем, полотенцем разотрём, это закаливание.

Ребёнок спокоен, какие могут быть страхи? Папа уверен, что бояться нечего, значит всё хорошо.


Тревожные родители, часто транслируют свои страх детям. В приведённых примерах мама боится, за здоровье ребёнка, а вдруг простудится? Это страшно, поэтому надо бояться. Чем больше таких и подобных внушений, тем больше тревоги и страхов у детей.


Есть одно важное но.


Правда что, часто именно родители учат детей бояться, и иногда это оправдано. Своего богатого опыта у маленького ребенка еще нет, и если он не будет бояться попасть под машину, переходя улицу, то слишком высока вероятность, что ДТП произойдет. Внушать страх, который оберегает – полезно. Только не надо слишком усердствовать, чтобы у ребёнка не развилась фобия, вместо естественного опасения перед быстро движущимся транспортом. Опасаться и знать правила дорожного движения надо, панически бояться и никогда не подходить к дороге – это лишнее.

Как ещё дети приобретают лишний и никому не нужный страх?


Дети сами учатся бояться.


Например, творчески придумывают себе страхи и с удовольствием бояться сами, а также пугают окружающих. Например, сообщают родителям, что в шкафу живёт волк. 

Сначала это может быть игра, развлечение, но со временем, заигравшись, ребёнок начинает верить, что волк действительно живёт в шкафу и он страшный. Особенно легко это получается, когда бояться становится выгодно. Родители проявляют больше внимания, сидят и читают книги, пока ребёнок не уснёт, ведь он один боится оставаться в комнате, когда в шкафу сидит волк. Тем самым родители поддерживают и подкрепляют придуманный страх ребёнка.

Поняв, каким образом страхи могут развлекать и быть полезными, дети начинают их создавать, коллекционировать и беречь.
Например, страшно вечером засыпать одному, поэтому родители должны до изнеможения читать сказки. Потом, страшно одному спать, поэтому надо ложиться с папой и мамой, чтобы один читал, а другая за руку держала. Далее, эту одежду носить не буду, она «кусается», туда не пойду, там страшно, это делать не буду – боюсь. Дети становятся пугливыми и тревожными, особенно, когда это гарантирует повышенное внимание родителей.


Ещё детские страхи формируются с помощью запечатления, внезапно, непроизвольно.


Такое случается. Например, если на ребёнка из-за угла выпрыгнет собака, то в зависимости от обстоятельств, может возникнуть фобическая реакция на всех собак, а может и не возникнуть. Это как повезёт.

Был такой случай. Мужчина очень боялся бабочек. Здоровый мужик при виде безобидной «шоколадницы» или «капустницы», начинал метаться и пытался спрятаться. Когда стали разбираться, откуда появилась такая фобия, то выяснили. В детстве мальчику очень нравилась передача «В мире животных», однажды он смотрел очередной выпуск, сидя близко к телевизору. Передача была про бабочек, которых показывали под большим увеличительным стеклом. Ребёнок отвлёкся от телевизора, а потом неожиданно взглянул на экран. Он увидел огромное животное, которое запечатлелось у него как внутренняя картинка огромной трёх метровой бабочки с длинными усами и шестью ногами, которые шевелились. Эта внутренняя картинка потом появлялась, когда на улице случайно пролетала настоящая бабочка, мгновенно в кровь выбрасывался адреналин, что проявлялось в двигательной активности, желании скрыться, убежать от летающего насекомого. Это типичная фобическая реакция.


Отдельно следует сказать о сказках, фильмах, игрушках.

Плохие произведения могут вызывать, как обычные страхи, так и сильные фобии. Особенно, когда родители рассказывают какой-нибудь ужас в красках, лицах, с интонацией. Потом ещё пугают страшным мифическим персонажем, которое обязательно придёт и заберёт ребёнка, если тот не будет есть кашу.

Некоторые игрушки, которые издают громкие резкие звуки, также могут быть источником фобии. Видел куклу, которая при падении начинает истошно орать, очевидно, в неё вмонтирован мощный динамик с усилителем. Я не знал особенностей этой игрушки, случайно задел её ногой и уронил, после того, как она заорала, я чуть не потерял дар речи. Когда спросил у мамы девочки, которой подарили такую куклу, как ребёнок реагирует на резкий, дикий вой игрушки. Мама меня поразила ответом, она сказала, что ребёнок с куклой не играет – боится, но если плохо себя ведёт, то мама пугает, что положит спать вместе с ужасной куклой. В принципе, меня тоже можно напугать такой перспективой. Случайно ночью заденешь игрушку, и заикание на всю жизнь обеспечено.

Детей от таких игрушек спасает только позитивное мировосприятие, когда в неизвестном и пугающем можно разглядеть интересное и что-то новое. А если у ребёнка восприятие преимущественно негативное, то куча страхов ему гарантирована.


Ссылка на сайт http://www.nlplife.ru/ обязательна.


Бесплатные вебинары (онлайн-конференции).

Тренинг эмоциональной привлекательности
Тренинг "Как влюбить в себя любого(любую)".
Мастер знакомств
Юморология или как стать интересным человеком?
Как избавиться от страха? Тренинг "Убираем страх за раз". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий